Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня

Календарь событий

Предыдущий месяц Ноябрь 2021 Следующий месяц

Личный кабинет депутата

Полезная информация

Александр Васильевич Александров

1883— 1946

александров портрет3.jpgРодился Александр Васильевич 1 апреля 1883 г в семье крестьянской семье в селе Плахино Рязанской области, расположенном в километре от церкви, где прислуживали родители. В семье любили петь духовные песни, народные песни и частушки. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях. В 1889 г. в село приехал его уроженец - солист Петербургского церковного хора. Послушав пение Саши Александрова, столичный певчий уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. В том же году Александров стал певчим хора Казанского собора, окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Петербурга. В 1897–1900 годах занимался в регентских классах Придворной певческой капеллы, по окончании получил звание регента.

В 1900 г. Александр Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у великих музыкантов Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова. Однако тяжелое материальное положение и болезнь вынуждают прервать обучение. В 1902году Александров уезжает в Бологое, где начинает работать регентом соборного хора и преподает хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах.

В 1905 году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его прервать учебу. И в 1906 году Александрова приглашают принять участие в конкурсе на место регента Спасо - Преображенского собора города Твери. В этом конкурсе, продолжавшемся несколько дней, участвовали более десяти человек из разных городов, но победу одержал самый молодой участник – Александров.

В скором времени он сделал соборный хор лучшим в Тверской губернии. Начав свою карьеру в качестве регента архиерейского хора, Александров спустя всего пару лет стал самой значимой фигурой в музыкальном мире города. На помостах зала Общественного собрания Александров организовал постановки произведений мировой классики. Был не администратором, а идейным вдохновителем, режиссером и дирижером, и даже оперным певцом. В опере «Евгений Онегин» он спел партию Ленского. «…сцена там страшно мала и низка; уборные тесныя, освещение недостаточное, акустика никуда не годится… И все-таки мы слушали оперу!», - писала газета тех лет. Александров стал для местной интеллигенции и простого народа проводником в мир искусства. Ни одно учебное заведение города не обходилось без хоровых уроков регента, будь то мужская классическая гимназия или школа Морозовской фабрики. В 1915 году Александров открыл в Твери музыкальную школу, которая работала от Московского отделения Русского музыкального общества. В ней были фортепианный и скрипичный классы, а также классы хорового мастерства, музыкально-теоретических предметов и сольного пения. Сегодня она преобразована в музыкальное училище. В нашем городе Александров написал и свои первые произведения. Это три крупных симфонических произведения: увертюра-поэма «Смерть и жизнь», симфония в трех частях, а также одноактная опера «Русалка» по поэме Пушкина. Пребывание в Твери оказалось и для Александров временем становления как композитора и хорового дирижёра.

В Твери Александров также работал над оперой «Смерть Иоанна Грозного». Первую часть этой оперы он показал в Москве Ф.И. Шаляпину, которому это произведение очень понравилось. Несмотря на огромную занятость, Александрова не покидала мысль о том, что ему нужно завершить высшее образование. Он устроился преподавать музыку в железнодорожное училище, что дало ему возможность бесплатно ездить в Москву. Александров возобновил занятия в консерватории – на этот раз в Московской. Представьте себе: днем он работает в Твери, ночью едет в Москву, занимается там весь день в консерватории, затем вновь возвращается в Тверь. И так пять лет.

В 1913 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 – по классу пения (класс профессора Умберто Мазетти).

В 1918 году Александров, получив приглашение работать преподавателем в Московской консерватории, покидает с семьей Тверь.

Через четыре года преподавательской деятельности в 1922 году его утверждают в звании профессора Московской консерватории. Работу в консерватории не оставляет до конца жизни: преподаёт сольфеджио, полифонию, дирижёрское и хоровое мастерство, возглавляет хоровую кафедру и дирижёрско-хоровой факультет.

Параллельно с работой в консерватории в 1918 г. Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в главный воинский храм России в Храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. В период 1918-1922 гг.также исполнял обязанности главного регента Русской Православной церкви. А.В. Александров, будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922 гг.), написал большую поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен. Кроме того, работал хормейстером в камерном театре режиссера Александра Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.В конце 1930-х гг. выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева.

Однако все это было лишь подготовкой к начавшемуся в 1928 г. яркому расцвету творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Работа А.В. Александрова заключалась в подборе и музыкальной обработке соответствующих песен, в разучивании их с вокальной группой. Первое выступление состоялось 12 октября 1928 г.

Александр Васильевич пошел по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополнялся большим количеством народных песен в обработке Александрова. Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры. Подобное сочетание традиций бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения до сих пор не имеет аналогов.Ансамбль песни и пляски (впоследствии Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова) был не просто крупнейшим художественным коллективом СССР — он представлял собой уникальное явление в мировом масштабе. Александров стал известнейшим композитором, автором многих знаменитых музыкальных произведений. Два из них, написанные в военные годы – «Священная война» и Гимн Советского Союза, а ныне Гимн России, – прославили его имя на века.